Приветствую Вас, Гость | RSS | Объединение сайтов | Главная | Сводный боевой отряд (1979-1982) | Регистрация | Вход
Поиск по сайту
Меню сайта
Хорогский отряд
Главная » Статьи » Статьи. Публикации.

БАДАХШАН — ТАДЖИКСКИЙ И АФГАНСКИЙ

Надежда ЕМЕЛЬЯНОВА, кандидат исторических наук



БАДАХШАН — ТАДЖИКСКИЙ И АФГАНСКИЙ
 

    Бадахшан — высокогорный район на Памире, исторически служивший
мостом для различных культур. Данные археологии свидетельствуют о
присутствии здесь культур скифов, огнепоклонников, буддизма, ислама. На
Памире сложился своеобразный треугольник, соединивший иранскую,
индийскую, китайскую культуры. На сегодняшний день это пограничная зона
таких государств, как Китай, Индия, Пакистан, Таджикистан, Кыргызстан.
   
В глубокой древности здесь через горные ущелья и коридоры были
проложены маршруты с севера на юг, через Памир и Гиндукуш. Периодически
этот регион становился ареной политических игр и войн. В первые века
ислама здесь развернулась борьба между боевыми отрядами Арабского
халифата и войсками Империи Тан. Через Бадахшан, разрушая непокорные
города и делая вассалами тех, кто не оказывал сопротивления, прошла
многочисленная конница Чингисхана.
    Из европейских
путешественников первым описал Памир и Бадахшан Марко Поло. В конце
XVIII — начале XIX века Памир попал в орбиту интересов двух держав,
расширявших свои владения, — Англии и России. Разведчики этих стран
наиболее полно описали традиции, быт, религию проживавших здесь народов.
Со второй половины XIX века начался раздел памирских территорий между
Англией и Россией. Географической линией раздела была избрана река
Пяндж. Территории по правому берегу отошли к Афганистану, входившему в
сферу интересов Британии, а левобережье было передано Россией в состав
Бухарского эмирата.
    Большинство селений, районов и семей, в них
проживавших, оказались искусственно разделены, пострадав при этом
дважды. Первая проблема заключалась в разрыве семей между двумя
государствами, вторая — носила религиозный характер. Дело в том, что
жители Бадахшана, являясь мусульманами, в то же время принадлежат к
шиитскому течению в исламе — исмаилизму. До вмешательства двух великих
держав на их территориях было самоуправление, позволявшее относительно
спокойно регулировать общественную и религиозную жизнь. Подчинение одних
афганскому, а других бухарскому эмиру создало массу проблем, заставляя
людей скрывать свои религиозные убеждения.
    В 1905 году из состава
Бухарского эмирата памирские территории перешли в полное подчинение
России, под контролем которой находились фактически до 2005 года, то
есть 100 лет. В советский период продолжалось планомерное изучение
Памира, Бадахшана. С 1950-х годов здесь активно работали
археологические, этнографические, биологические, геологоразведочные
экспедиции. Однако обычаи и традиции, связанные с религией, не были в
центре внимания.
    С 1995 года мы проводили наши полевые
исследования в Бадахшане. Сначала это был таджикский Бадахшан, а с 2001
года были организованы экспедиции на афганскую территорию. В 1990-е годы
работа в Бадахшане была осложнена в связи с гражданской войной в
Республике Таджикистан. На афганской стороне набирало силу движение
«Талибан», талибы были остановлены оппозиционными им силами на подступах
к Бадахшану. В этой же провинции сосредоточились моджахеды из
Афганистана и со всего Таджикистана. Исмаилитское население Бадахшана
было вынуждено подчиняться их требованиям и соблюдать нормы и обряды
суннитского ислама. В частности, повсеместно был объявлен сбор
пожертвований (закята) на строительство квартальных мечетей. Дело в том,
что обряды мусульман суннитов и мусульман исмаилитов не во всём
совпадают. У исмаилитов, например, не принято возводить мечети.
Коллективный намаз (джума) проводится в четверг вечером в молитвенном
доме джамаат-хана, которым может быть и дом любого из верующих.
   
Внешне соблюдая нормы суннитского ислама, исмаилиты Бадахшана тайно
продолжали и продолжают следовать своим обычаям и традициям.
    Как в
таджикском, так и в афганском Бадахшане община исмаилитов следует
наставлениям своего руководителя (имама), носящего титул Ага-хана. Они
по сути входят в состав огромной рассеянной по миру империи, которая
подчиняется своей Конституции и своим законам. Поскольку члены этой
империи расселены по разным государствам, одним из главных требований
для исмаилитов является неукоснительное исполнение законов той страны, в
которой они проживают.
    Распад Советского Союза и гражданская
война в Таджикистане коренным образом изменили социально-политический
уклад в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В самые трудные
годы, когда население Горного Бадахшана находилось в экономической
блокаде, здесь начали работать гуманитарные программы Ага-Хана IV. Они
были рассчитаны не только на исмаилитов, но и на всё население ГБАО и
прилежащих районов Республики Таджикистан, а также на ряд провинций
Афганистана.
    Военно-политическую ситуацию длительное время
держали под контролем российские пограничники, оставшиеся здесь и после
распада Советского Союза по cоглашению с Республикой Таджикистан от 1993
года. Российские погранотряды оказывали и огромную экономическую
поддержку населению Бадахшана; в них несла службу на должностях рядовых,
офицеров и гражданских специалистов большая часть местного населения.
Это в определённой степени решало проблему безработицы в крае.
   
Надо отметить, что в целом за советское время, благодаря
общегосударственной и пограничной политике СССР экономическое развитие
Бадахшана шло стремительными темпами. Было развёрнуто строительство
дорог, жилья, школ, больниц, фабрик, культурных комплексов, что
способствовало европеизации этого горного региона, привнесению сюда
современных знаний и технологий.
    В отличие от жителей таджикского
Бадахшана, их родственники с афганской стороны остались на более низком
уровне социального развития. И только в последние пять–семь лет,
благодаря международным программам начинает некоторым образом
компенсироваться разрыв в развитии родственных народов.
   
Окончательный вывод российских погранвойск и передача границы под охрану
местных военных в Таджикистане в целом и в Бадахшане в частности
осложнили жизнь бадахшанцев. Многие из них остались без работы. Начался
массовый отток мужской части населения на заработки в Россию. В России
же трудовые мигранты не имеют соответствующего статуса, миграционная
политика у нас всё ещё находится на стадии разработки.
    В самом
Бадахшане за последние десять лет резко вырос оборот торговли
наркотиками, в которую всё активнее вовлекаются местные жители. Основная
часть населения оказалась лишённой возможности перемещения куда-либо за
пределы своего кишлака. Отсутствие производства, организованного
культурного досуга ухудшает ситуацию.
    Надо отметить, что за
последние три года были максимально упрощены контакты между населением
афганского и таджикского Бадахшана. Фондом Ага-Хана IV построены и
введены в эксплуатацию четыре моста, соединившие два Бадахшана. В
Республике Таджикистан ликвидируются последствия гражданской войны
1990-х годов, началось снижение активности оппозиции. Одновременно в
регионе усиливается роль таких иностранных государств, как Китай, США,
Турция. На границе практически исчезла роль России, хотя её значение в
общеэкономической жизни страны продолжает оставаться огромным.
   
Глобальные перемены в этом стратегически значимом для России регионе
приводят к сдвигу в социальном укладе жизни населения, корректируют
традиционные взгляды, меняют стереотипы и оказывают серьёзное влияние на
психологию народа.

Категория: Статьи. Публикации. | Добавил: ТЫМКО (23.01.2011)
Просмотров: 2243 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright СБО Московского отряда © 2024
Хостинг от uCoz