Приветствую Вас, Гость | RSS | Объединение сайтов | Главная | Страница памяти | Регистрация | Вход



ВЛАСЕНКО Иван Иванович

14.07.1946 - 13.02.1980

   Капитан, начальник заставы ММГ Ошского погранотряда КВПО КГБ СССР. Родился 14.07.1946 г. в с. Покровское Покровского р-на Днепропетровской обл., украинец, чл. КПСС. В ВС СССР с 1965 г. В 1970 г. окончил Ташкентское военное общевойсковое командное училище. В Республике Афганистан с 04.02.1980 г. Принял участие в ряде боевых операций. 13.02.1980 г. возглавляемая им группа пограничников, действуя в сложных условиях горной местности, в бою по захвату опорного пункта противника обеспечила успешное решение стоящей перед десантом задачи. Выполняя задание, капитан Власенко погиб. Посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном селе. 


  13.02.1980 г. СБО 66-го Хорогского погранотряда оказывал боевую помощь афганским пограничникам и ополченцам в освобождении от мятежников кишлака Джорф.Группа капитана Ивана Власенко на двух бронемашинах переправилась через Пяндж и, взаимодействуя с афганскими солдатами и ополченцами, разгромила мятежников.После боя при возвращении один из БТР сломался и в первый БТР капитана Власенко загрузили 2 боекомплекта и 2 расчета. При подъеме водитель - рядовой Макаров - не успел переключиться и машина пошла назад. При падении Макарова выбросило через люк и он остался жив, а БТР с экипажем затонул.Капитан Власенко И.И.,ефрейтор Поносов С.В.,рядовые - Гусев В.В.,Ходжамов М.Г. погибли. Из-за отсутствия водолазов тела погибших подняли только 23 февраля.


....Джорф памятен еще одной трагедией. Произошла она приблизительно через месяц. 13 февраля бой по уничтожению этого гнезда прошел успешно. Группа капитана Ивана Власенко на двух бронемашинах переправилась через Пяндж и, взаимодействуя с афганскими солдатами и ополченцами, разгромила мятежников. Остатки разбитой группы обратились в бегство. После выполнения задания пограничники вернулись на нашу сторону.Закончилась тяжелая боевая работа, опасность позади, постепенно исчезало напряжение боя. Через час, полтора можно будет привести себя в порядок, отдохнуть.Экипажи с десантом двигались по той самой дороге с "дурными поворотами". И вдруг один из БТРов начал сползать к краю пропасти, колеса зависли над пустотой, и бронированная громада с сидящими в ней людьми рухнула вниз. Онемевшие от неожиданности и ужаса очевидцы видели, как БТР, пролетев десяток метров, с грохотом ударился о выступ скалы, перевернулся и, подняв столб воды, камнем ушел в глубину. Все замерло, только шедший впереди БТР продолжал не торопясь двигаться по дороге. Через несколько секунд на поверхности воды показался человек. Течением его прибило к берегу. Это был водитель погибшей машины. Обезумевший от горя, не произнося ни слова, солдат плакал. Он, в состоянии нервного шока, молчал еще долго.Через несколько дней погибших, среди которых было и тело Ивана Ивановича Власенко, подняли водолазы. Капитан так и не увидел своего новорожденного сына.Так для нас, пограничников, началась эта продолжительная война, которая принесла боль потерь и горечь осознания того,
что все жертвы, кровь, слезы, страдания были напрасны...

Виктор Шевелев " ПАМИРСКИИ ВАРИАНТ" (По обе стороны границы)



   На правом, нашем берегу горной реки Пяндж, недалеко от Хорога, среди скал стоит памятник. Для товарищей с ближней погранзаставы это место гибели капитана Власенко и трех бойцов, для редкого в этих местах случайного прохожего это скорее всего памятник первым жертвам войны. А может быть, и не только первым.Место рождения Покровское, место учебы Москва, место жительства семьи город Ош, место работы гра-ница в районе Хорога. Он не рассказывал о ней и не чувствовал в этом надобности. Капитан Власенко не тяготился службой: сын хлебопашца, он сам избрал эту работу, а с ней и судьбу. Саша, жена, тоже не привыкла к подобным расспросам: это его работа, это такая работа. Что сможет расскажет сам. Да и в том ли дело? Главное вот он вернулся. Живой и здоровый. Долгожданный. Она кладет ему руки на плечи и заглядывает в глаза:Все благополучно?Как видишь.Почему же так долго?От Оша до Хорога трудная дорога, отшучивался местной шуткой-самоделкой. Рассказывай лучше, как вы? Что пишут из дому? Как дочурка?И Саша начинала неспорый рассказ с хорошо известным ему вопросом в глазах: как скоро обратно, на границу, где возможно всякое? Тем более теперь, когда на дворе декабрь 1979-го, и наши войска уже по ту сторону границы с Афганистаном.В январе 80-го он вырвался в Ош с трудом, чтобы забрать Сашу и новорожденного Андрейку из роддома. Радовался. Шутил. Строил планы. А жить оставалось неполных пятнадцать суток.Подразделение капитана Власенко, выполнив боевое задание, возвращалось домой, на заставу. Позади трудная дорога, и вот уже она, долгожданная граница, знакомая переправа. Уже идут по своей земле два передних БТРа, третьим идет командирский. И... ущелье раскалывается громом обстрела. Колонна ощетинивается встречным огнем и в эти грохочущие мгновения командирский БТР, так и не одолев нескольких метров каменистого подъема, срывается в пропасть.Немало воды вынес с тех пор пенистый Пяндж в Аму-Дарью и Арал. Мы по иному оценили ту горькую и ненужную войну. Но... Не поднять погибших, растут без отцов сыновья, и уже никогда не посидит за домашним столом с сыном Анна Павловна, не свидятся братья-сестры.Ежегодно в урочный день приезжает с детьми на могилу мужа Александра Ивановна. В память об отце готовится стать суворовцем юный Андрей Власенко, а на родине офицера-афганца будет носить его имя новая улица. В память о нем. Память, которая, оглядываясь в прошлое, учит настоящее, как ему жить в будущем.

Виктор Цвиркун



                                                                                                                    БТР №110 в котором погиб Власенко И.И. вместе с экипажем                                          Место гибели к. Нульванд , ГБАО, Таджикитстан



Просмотреть Места гибели бойцов СБО Хорогского отряда (1979-1982) на карте большего размера


Прощание с членами экипажа, поднятого из Пянджа 23 февраля, затонувшего БТРа, к-ном Власенко и кем то из солдат.


На пограничной заставе «Нульванд» установлен памятник- башня БТРа с бортовым
номером 110 и надпись: «Вечная слава погибшим при выполнении специальных задач Родины».




Категория: мемориал | Просмотров: 7024 |
Всего комментариев: 1
0
1 Sergei  
Владимир http://forum.pogranichnik.ru/index.p....=152310
Да это были в первые операции Ошской ММГ в Районе Калай-Хумба. Все это произошло при возвращении с очередной операции. Водитель БТРа не справился с управлением и задние колеса провалились в пропасть.Капитан Власенко с экипажем БТР погиб 13 февраля 1980 год, а за несколько дней до этого у него родился сын. Выжил только водитель БТР. В этом БТР перевозили боекомплект и вооружение с другого БТР, который остался на той стороне. Власенко нашли внутри БТР придавленного этим вооружением. Хотя по рассказам очевидцев в момент срыва БТР в Пяндж он сидел на командирском люке, свесив ноги в люк. Как раз последний раз его видел за неделю до гибели, я организовывал на Калай-Хумбе склад авиа ГСМ. 11 февраля уехал в Ош и уже в Оше узнал о гибели экипажа. А 20 февраля опять был на Калай-Хубме, и только 23 февраля его тело было поднято из Пянджа. Достать сразу не смогли т.к. не было погоды и из Душанбе водолазы прилетели только 22 февраля. Глубина Пянджа в месте падения была около 10м, а температура +4. Была возможность простудиться там.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright СБО Московского отряда © 2019
Хостинг от uCoz